Версия для печати

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ, ОТДЕЛЕНИЕ В МОСКВЕ

12 ответов на 12 вопросов

Мы рады, что Андрей Боков принял участие в формировании тем конференции «Суперстили в архитектуре», которая прошла в рамках Международного Конгресса «Архитектура 2021». Публикуем 12 ответов на 12 вопросов конференции. Организаторами конференции выступили: Агентство Архитектор, Ассоциация архитекторов «Архсоюз КАПИТЕЛЬ» (Журнал «Капитель»), Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства

Агентство Архитектор

Ассоциация архитекторов «Архсоюз КАПИТЕЛЬ» (Журнал «Капитель»)
Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства
 
Научная конференция
Международного Конгресса «Архитектура 2021»
 
Суперстили в архитектуре
 
Подробнее >> congress.group/superstyle
 
 
 
12 ответов на 12 вопросов. А.В. Боков ответил на вопросы Журнала КАПИТЕЛЬ, партнера Международного Конгресса «Архитектура 2021»
 
#КАПИТЕЛЬ: Мы рады, что Андрей Боков принял участие в формировании тем конференции «Суперстили в архитектуре», которая прошла в рамках Международного Конгресса «Архитектура 2021». Публикуем 12 ответов на 12 вопросов конференции.
 
#КАПИТЕЛЬ №1: Архитектурно-градостроительные процессы Новейшего времени в контексте классической (вёльфлиновской) теории стилей. Проблемы периодизации и классификации новейшей архитектуры.
 
#АндрейБОКОВ: Широкий и непредвзятый взгляд на архитектурно-градостроительные процессы новейшего и не новейшего времени обнаруживает три принципиально различных состояния архитектуры и всего рукотворного ландшафта. Эти отличия наиболее ярко отражает инфраструктура городов: допромышленного, традиционного города с лабиринтом пешеходных улиц, существующего в европейской истории с V века; промышленного города регулярных ансамблей и прямых проспектов для экипажей, существующего с XVI столетия; нынешнего, существующего с начала XX века, города скоростных рельсовых и автомобильных магистралей. Каждому из этих состояний соответствует своя организация профессиональной практики: неразделенная строительно-проектная деятельность по месту и по образцам; отделившаяся от строительства, ставшая независимой проектная, архитектурная, практика; сложноорганизованная командная проектно-исследовательская деятельность наших дней.
 
#КАПИТЕЛЬ №2: Тезис С.О. Хан-Магомедова о двух суперстилях в архитектуре и архитектурно-градостроительные процессы Новейшего времени.
 
#АндрейБОКОВ: Термины "суперстиль", "ордерная классика" и т.д. релевантны в отношении событий четырехвекового периода имплементации города-ансамбля промышленной эры, эры абсолютизма и империй. В Италии это период от Ренесанса до Барокко, во Франции, позднее перехватившей лидерство, это период от Классицизма до Ампира.
 
#КАПИТЕЛЬ №3: Тема суперстилей в контексте философской парадигматики: традиция, модерн, постмодерн.
 
#АндрейБОКОВ: Период доминирования в архитектуре ордерной классики, постепенно вытеснявшейся безордерной классикой, историзмом, модерном и ар деко, завершился в начале XX века с приходом новой архитектуры, возникшей на принципиально новых основаниях: на опыте массовой, демократичной, ранее не замечавшейся архитектуры и великих инженерных открытий, на опыте, художественно осмысленном и интерпретированном. Рецидивы ордерной архитектуры, поначалу медленно уступавшей позиции, становятся все более редкими и менее убедительными. Ордер окончательно маргинализируется, подвергается "постмодернистами" насмешкам и издевательству. Сегодня есть все основания выделять доордерную архитектуру образцов и шаблонов, архитектуру ордерных систем и нынешнюю архитектуру методов, а не стилей.
 
#КАПИТЕЛЬ №4: Традиционное/тоталитарное; модернистское/демократическое: закономерности и стереотипы.
 
#АндрейБОКОВ: Архитектурные концепции и модели относительно независимы от политических и социальных доктрин. До начала 30-х годов тоталитарный СССР предпочитал авангардную архитектуру, а демократичные США строгую классику и пышное ар деко, почти неотличимые от признаков сталинского ампира 30-50-х годов.
 
#КАПИТЕЛЬ №5: Авангард начала ХХ вв.: очередной исторический стиль или начало нового суперстиля?
 
#АндрейБОКОВ: Авангард лишь по инерции ощущался стилем, по сути это была революция, породившая, выпустившая на волю безстилевую, внестилевую архитектуру, архитектуру не декора, а пространства и формы. Стиль как отражение обязательной, единственной, общей для всех картины мира утратил актуальность. Мир распался на множество миров, которые больше не вернуться в лоно большого стиля и сделают все, чтобы его похоронить.
 
#КАПИТЕЛЬ №6: Ар-деко: симбиоз суперстилей?
 
#АндрейБОКОВ: Ар деко – мягкое завершение эпохи торжества стилей, последняя попытка приручить, адаптировать авангард, редуцировать революцию до смены декора.
 
#КАПИТЕЛЬ №7: Постмодернизм: хронологическая условность, тотальная эклектика, новый стиль эпохи?
 
#АндрейБОКОВ: Постмодернизм – условность, не получившая убедительного определения и лишенная внятной позитивной повестки. Это естественная реакция младенца, вышедшего из-под опеки стилей и оглушённого свободой, возможностью трогать и ломать любые игрушки.
 
#КАПИТЕЛЬ №8: Консервативные архитектурно-градостроительные течения Новейшего времени.
 
#АндрейБОКОВ: Консервативные настроения, охранительсво, почвенничество, антипрогрессизм, существуют и будут существовать, набирая и теряя популярность. Парадоксальным следствием охранительства становится "авангардная традиция".
 
#КАПИТЕЛЬ №9: Национальное и региональное в архитектуре Новейшего времени.
 
#АндрейБОКОВ: Между национальной и региональной архитектурами нет принципиальных генетических различий и противоречий. Это близкие явления, конкурирующие и одновременно связанные с глобальным цивилизационным процессом.
 
#КАПИТЕЛЬ №10: Архитектура «живая» и «мёртвая». Закономерности формообразования «живой» архитектуры разных периодов.
 
#АндрейБОКОВ: Архитектура "живая" – это нечто самостоятельное, давшееся ценой собственных усилий и сопоставимое с глобальным контекстом. Архитектура "мертвая" – заимствованная у успешных и трудолюбивых соседей и предков.
 
#КАПИТЕЛЬ №11: Классическая (традиционная) архитектура будущего.
 
#АндрейБОКОВ: Классика будущего – это немногие прошедшие испытание временем открытия настоящего времени, но не неомонументализм или необрутализм.
 
#КАПИТЕЛЬ №12: Компьютерное проектирование: конец борьбы?
 
#АндрейБОКОВ: Компьютерное проектирование и искусственный интеллект – инструменты и помощники, заменяющие многих, но не замещающие тех, кто способен принимать решения вопреки программам и алгоритмам, решения, которые определяют культуру и жизнь.