Версия для печати

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ, ОТДЕЛЕНИЕ В МОСКВЕ

Подобно книге, декоративные архитектурные формы являются иллюстрациями архитектурного произведения

АВТОР Арутюнян Вардан - архитектор. Окончил архитектурный факультет, Ереванского Архитектурного Института, со степенью магистра, в 1997-ом году. После института работал в Творческой Архитектурной Мастерской Джима Торосяна, руководитель которой является членом Международной Академии Архитектуры. Именно в этой мастерской были получены профессиональные навыки, и сформирована философия архитектурного мировоззрения, предопределившие вектор творческого развития. Круг профессиональных интересов, в основном, сфокусирован на проектировании малых архитектурных форм и деталей.

 

Любое архитектурное произведение подобно книге, несет в себе информативный контент, восприятие и читабельность которого со стороны общества зависит от двух факторов – уровня развития общества, и уровня развития архитектуры. 
 
Декоративные малые архитектурные формы, с заложенным символичным смыслом, являются наиболее доступным языком воспринимаемым обществом.
Подобно книге, декоративные архитектурные формы являются иллюстрациями архитектурного произведения.
 
Однако наличие декоративных малых форм и уровень их искусности не всегда отражает уровень развития архитектуры. Тут опять будет уместно сравнение с книгой, где иллюстрации, в основном, присущи детским книгам, то есть предназначены для слоя общества с начальным уровнем развития, тогда как в книгах для взрослых, иллюстрации, в основном, отсутствуют.
 
Другим важным фактором наличия символизма в архитектуре вообще, и декоративных малых формах в частности, является задача подчеркивания национальной, или какой-либо другой самобытности. Такое проявление присуще народам – наследникам исторических национальных культурных ценностей. И тут опять все упирается в уровень развития общества, когда в одном случае историческое наследие может служить информативным багажом профессионального опыта, способствующего развитию, с другой стороны, быть догматичным грузом, затормаживающим развитие.
 
Армянское общество и его архитектура являются обладателями такого наследия. В период Советской Армянской Архитектуры, как ни странно, благодаря правильному использованию национального наследия, был осуществлен огромный скачек в развитии национальной архитектуры и культуры в целом. Который особенно ярко отразился в малых декоративных архитектурных формах, несущих символически-информативный посыл обществу. Национальная архитектура советского времени, на ряду с фольклором, воспринималась как богато иллюстрированная книга бытия.
 
Однако, как уже было сказано выше, декоративность и символизм присущи обществу с уровнем развития ребенка, а ребенок должен находиться и развиваться под присмотром старших.
 
И вот, с распадом СССР, и обретением Арменией независимости, Армянская архитектура стала терять свои достижения предыдущих лет. Странным образом поменялся менталитет общества и ого отношение к национальному наследию, и как следствие, деградация самобытной национальной архитектуры. Такой порядок вещей особенно ярко отразился на языке символики декоративных малых архитектурных элементов. Бессмысленное и неосознанное низкокачественное копирование архаичных фрагментов без владения языком символики, привело к рождению пустозвонного декорирования.
 
Если, снова, провести аналогию с книгой, то на сегодняшний день Армянская архитектура, подобна книге с пустыми страницами, и обложкой пестрящей непонятными декоративными формами.
Я надеюсь на то, что этот период не продлиться долго, и историческое наследие будет использовано правильно, на развитие национальной самобытности, как важного звена общечеловеческих ценностей.
 
Иллюстрации
 
Церковь святого Креста один из уникальных памятников армянской архитектуры и один из прекрасных примеров художественного течения в Армении IX—X веков. Построен в 915—921 годах

Церковь на кладбище города Спитак, построенная, на скорую руку, в период трагедии Спитакского землетрясения в 1988 году. Но несмотря на полное отсутствие архитектурного декора, церковь поражает концентрацией религиозной энергии.